Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова была написана в начале 19 века и стала одной из самых популярных пьес в русской литературе. Но когда именно происходит действие этой знаменитой комедии?
Действие пьесы «Горе от ума» разворачивается в Москве, в конце 1823 года. Сюжет состоит из двух параллельных линий: одна связана с жизнью аристократической семьи, вторая — с романом молодого поэта Чацкого и дочери дома, Софьи. Пьеса представляет собой живописное описание русского повседневного быта и показывает трагикомические ситуации, возникающие из-за ложных представлений и высокомерия своего положения.
Московский дворянин Чацкий, один из героев пьесы, страдает от «горя от ума» — постоянного разочарования в жизни, обществе и самом себе. Он встречает дочь семьи, Софью, и влюбляется в неё. Вместе с Чацким зритель встречается с другими персонажами, проявляющими свои жизненные принципы, и последовательно рисуется общая картина мира начала 19 века.
Таким образом, действие комедии «Горе от ума» происходит в конце 1823 года в Москве. Комедия показывает сложные отношения в обществе того времени, трагикомические ситуации, возникающие из-за ложных представлений и преувеличенной высокомерии героев. Эта пьеса до сих пор остается актуальной, ведь она рассказывает о вечных темах человеческой жизни и моральных ценностях.
Комедия Грибоедова Горе от ума: время действия
Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова была написана в 1824 году, однако руки писателя она покинула только в марте 1825 года. Театральная премьера произведения состоялась в 1831 году в Малом театре в Санкт-Петербурге.
Действие комедии происходит в 1824 году, в доме Молчалина, в Москве. События разворачиваются на протяжении нескольких дней и охватывают период с 1 по 6 июня. Главный герой комедии, Молчалин, проводит эти дни в ожидании своей жены Софьи, которая находится в Петербурге и должна приехать в Москву. Действие разворачивается в самом доме Молчалина, а также в его приемной комнате и саду.
Время действия комедии Грибоедова «Горе от ума» отличается высокой драматической насыщенностью, лирической глубиной и остротой социальной сатиры. В пьесе затрагиваются актуальные вопросы общества, морали и идеального образа человека.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной и сейчас, и продолжает являться одним из величайших произведений русской литературы.
Первый акт
Первый акт комедии Грибоедова «Горе от ума» происходит в Москве. Он вводит зрителей в атмосферу высшего общества и раскрывает основные конфликты и характеры героев.
Акт начинается с диалога между главным героем, Молчалиным, и его другом и наставником, Чацким. Молчалин, страдающий от душевных мук, обращается к Чацкому за советом. Он рассказывает о своей страсти к Софье, дочери коммерсанта Гордеева, и о своей нежелании платить выкуп за ее руку. Чацкий, человек сообразительный и опытный, советует ему быть осторожным и не вмешиваться в этот брак.
Затем на сцене появляется Полторацкий, друг Молчалина, и начинается обсуждение планов на вечер недели: театр, балы, философские споры и т.д. Разговор переходит к описанию гостей, которые будут присутствовать на балах. Полторацкий рассказывает о своих проблемах с Татьяной Ивановной, одной из героинь пьесы. Он жалуется на ее странные взгляды и амбиции.
В конце первого акта появляется Гордеев, отец Софьи, и объявляет о свадебных планах своей дочери. Молчалин, услышав это, впадает в отчаяние и уговаривает Чацкого помочь ему спасти Софью от нежелательного брака. Чацкий, видя страдания Молчалина, соглашается помочь ему в этом нелегком деле.
Так заканчивается первый акт комедии Грибоедова «Горе от ума». Он устанавливает основу для будущих развитий сюжета и предоставляет зрителям возможность познакомиться с главными героями и их проблемами.
Второй акт
Акт начинается с того, что Чацкий, влюбленный в Лизу, приходит в гости к Городницкой, чтобы узнать её отношение к его чувствам. Он уверен, что Анна Андреевна поддержит его и поможет разрешить ситуацию. Однако Чацкому весьма неожиданно оказывается, что Городницкая является самым главным противником его любви к Лизе.
Во время разговора Чацкий пытается объяснить свое положение и чувства перед Лизой. Весьма смело и красноречиво он описывает свою страсть и уверенность в единстве своих чувств. Однако Чацкого прерывает Молчалин – человек, никому неизвестный, но имеющий привычку вмешиваться во все разговоры и проповедовать о безответной любви.
Далее Чацкому удается во втором акте убедить Лизу в своей искренности и красноречиво описать свои чувства. Однако эта романтическая сцена также омрачается появлением Земляники – знатока всех сплетен и тайн дома Городницких. Он грозит разоблачить и разрушить все планы Чацкого.
Во втором акте автор уделяет внимание конфликтам между героями и создает все условия для возникновения драматического финала.
Третий акт
В этом акте разворачивается действие, которое приводит к развязке и раскрытию основной проблемы комедии — судьбы героя Чацкого.
От начала акта Чацкий пытается исправить свои ошибки и лучиться с Донской, которую, кажется, он всегда любил. Ему удаётся убедить её в своих чувствах, и они решают бежать вместе. Однако все планы рушатся, когда в доме Чацкого появляется обманутая и оскорблённая Надежда. Она рассказывает ему всю правду о поклонниках его дома, что приводит к разводу между Чацким и Донской.
Третий акт также включает в себя сцену, где Софья помогает Скалозубу покончить с собой. Этот эпизод демонстрирует глубину безнадеги и безвыходности героев комедии. Он также представляет собой критику общества и отражает трагическую суть произведения.
В конце акта Чацкий остаётся один, понимая свою вину и осознавая, что его Горе от ума стало неизлечимым.
Четвертый акт
Четвертый акт комедии Грибоедова «Горе от ума» развивает драматические события и достигает своего пика. Действие происходит в доме Чацкого, где собираются все герои композиции.
В начале акта Чацкий идет к Обломову, чтобы попросить его разрешения выйти за Софью. Обломов в отчаянии отказывается и пытается вбить Чацкому в голову идею самоубийства. Однако Чацкий только смеется над его идеей и уходит.
Затем на сцену выходит Сквозник-Дмухановский и начинает осмеивать Чацкого, пытаясь увлечь его в свои дела. Но Чацкий ушел в себя и обнаруживает подлинные намерения Сквозника. В итоге, Чатский все же прогоняет Сквозника из своего дома.
После этого Чацкий и Огудалов возвращаются на сцену и продолжают свою дискуссию о любви и браке. Огудалов выдвигает теорию о том, что брак — это лишь сделка, и любовь в нем не имеет места. Чацкий сопротивляется этой идее и настаивает на том, что любовь должна быть основой семьи.
Акт заканчивается тем, что Чацкий подвергается насмешкам со стороны Молчалина и подходящего к концу безумия. Молчалин начинает рассказывать о своих затруднениях и прошлых событиях, вызывая всеобщее потрясение. Он становится настоящим героем акта, вызывая смех и сострадание одновременно.