Московское метро – одна из крупнейших систем метрополитена в мире. Его создание было объявлено в 1931 году и уже через несколько лет были открыты первые линии.
Первая станция метро «Сокольники» была открыта 15 мая 1935 года. Это событие сделало Москву первым городом в СССР с метро. Станция была построена в стиле сталинского ампира и была частью первой линии метрополитена, протяженностью 11 километров.
До конца 1940-х годов было открыто несколько новых станций: «Красные ворота» (1935), «Арбатская» (1935), «Арбатская» (1938) и другие. Все эти станции были построены в сталинском ампирном стиле и славились своими монументальными архитектурными решениями.
В 1950-х и 1960-х годах метро продолжало активно расширяться. Были открыты такие станции, как «Смоленская» (1952), «Киевская» (1953), «Парк культуры» (1957) и другие. Эти станции отличались от предыдущих линий тем, что были построены в стиле функционализма – советской версии модернизма.
- Открытие первой линии: 1935 год
- Дальнейшее развитие: 1935-1954 годы
- Станции линии «Серпуховско-Тимирязевская»: 1954-1964 годы
- Станции линии «Арбатско-Покровская»: 1965-1979 годы
- Метро на Кольцевой линии: 1950-1990 годы
- Открытие Калужской линии: 1958-1995 годы
- Станции радиусной линии «Сокольническая»: 1935-2019 годы
- Станции Московского центрального кольца: 2016-2019 годы
- Станции участка «Некрасовская линия»: 2018-2023 годы
Открытие первой линии: 1935 год
Московское метро, одна из самых известных и оживленных систем подземного транспорта в мире, было открыто 15 мая 1935 года. Открытие первой линии метро было важным шагом в развитии города и улучшением условий жизни его жителей.
Первая линия метро, изначально известная как Московская метрополитенская железная дорога, имела всего 13 станций. Эта линия проходила от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры».
Московское метро было первой метрополитеном в СССР и одним из первых в мире. Идея создания метро в Москве возникла еще в начале 1930-х годов, когда город стал сталкиваться с растущей потребностью в эффективном и быстром транспорте.
Открытие первой линии метро было процессом, который требовал огромной работы и усилий. Были построены специальные туннели, проложены рельсы и установлены станции. Архитекторы и инженеры тщательно продумали каждую деталь, чтобы метро было не только функциональным, но и красивым.
Открытие первой линии метро стало настоящим триумфом. Множество людей с огромным интересом пришли на станции, чтобы прокатиться на первых поездах и посмотреть, как работает новый вид транспорта. Москвичи восприняли метро с энтузиазмом и гордостью, и оно стало неотъемлемой частью городской жизни.
Дальнейшее развитие: 1935-1954 годы
После открытия первой линии московского метро в 1935 году начался активный процесс расширения и модернизации системы. В течение следующих двадцати лет были открыты новые станции, проведены значительные технические улучшения и введены новые типы поездов.
В 1943 году была открыта ветка Фрунзенская, которая соединила станции Красная Пресня и Комсомольская. Еще одна ветка, Арбатско-Покровская, была открыта в 1953 году и соединила станции Арбатская и Киевская. Эти ветки обеспечили дополнительные возможности для перемещения по городу и улучшили доступность метро для жителей и гостей Москвы.
В то же время были проведены значительные технические улучшения. В 1943 году было введено автоматическое управление движением поездов, что повысило безопасность и эффективность эксплуатации метро. Была также введена система регистрации билетов на входе в станции, что позволило контролировать число пассажиров.
Новые типы поездов были введены в 1950-е годы. Сначала были разработаны и введены в эксплуатацию поезда типа Е, которые имели более высокую скорость и комфортность. Затем, в начале 1950-х годов, был разработан и введен в эксплуатацию новый тип поезда на основе технологии метрополитена ЛЕМ. Новые поезда были более просторными, комфортными и быстрее предыдущих моделей.
Год открытия | Новые станции |
---|---|
1943 | Фрунзенская |
1953 | Арбатско-Покровская |
Таким образом, московское метро продолжало развиваться и совершенствоваться в период с 1935 по 1954 годы. В этот период были открыты значительные новые станции, введены технические улучшения и представлены новые типы поездов.
Станции линии «Серпуховско-Тимирязевская»: 1954-1964 годы
Линия «Серпуховско-Тимирязевская» была открыта в 1954 году и стала третьей линией в системе метро Москвы. За десятилетий своего существования она значительно расширилась и насчитывает до сих пор 38 станций.
В 1954 году было открыто первое участок линии «Серпуховская». Станции Маяковская, Свердловская и Тверская начали работать вместе с открытием участка. В следующем году, в 1955 году, было открыто еще две станции — Пушкинская и Кузнецкий мост.
В 1961 году построена ветка линии «Тимирязевская». На ней было открыто несколько станций, в том числе Чеховская, Баррикадная и Сухаревская.
В тот же год была открыта ветка от станции Комсомольская до пересадочного узла на станции Охотный ряд. Это участок стал первым в истории метро с пересадками между линиями.
В 1962 году на линию «Серпуховско-Тимирязевская» было открыто несколько станций, включая Площадь Революции, Курская и Комсомольская.
В 1964 году построена последняя станция линии — Тимирязевская. К этому времени линия «Серпуховско-Тимирязевская» стала одной из самых популярных и загруженных в системе московского метро.
Станции линии «Арбатско-Покровская»: 1965-1979 годы
Линия «Арбатско-Покровская» московского метро была открыта в 1965 году. Она стала третьей линией, запущенной в эксплуатацию в Москве. В то время на линии было всего лишь шесть станций. Но со временем, вплоть до 1979 года, количество станций значительно увеличилось.
№ | Станция | Год открытия |
---|---|---|
1 | Арбатская | 1965 |
2 | Площадь Революции | 1965 |
3 | Курская | 1970 |
4 | Бауманская | 1971 |
5 | Электрозаводская | 1971 |
6 | Семёновская | 1979 |
В течение этих лет были построены ряд важных станций, которые стали неотъемлемой частью линии «Арбатско-Покровская». Они стали популярными как среди москвичей, так и среди туристов, которые приезжают в столицу России. Отличительной чертой станций линии «Арбатско-Покровская» является их архитектура, которая отражает исторический и культурный дух Москвы.
Метро на Кольцевой линии: 1950-1990 годы
Кольцевая линия московского метро, также известная как 1-я линия, была открыта в 1950 году. В то время она состояла всего из 9 станций и имела протяженность около 16 километров. Открытие первого участка линии, который проходил от станции «Киевская» до станции «Курская», стало настоящим событием для жителей Москвы.
В следующие годы линия постепенно расширялась и строились новые станции. В 1954 году открылась станция «Парк Культуры», в 1957 году — «Октябрьская», в 1961 году — «Сухаревская», в 1965 году — «Красные Ворота» и «Комсомольская», в 1969 году — «Краснопресненская», в 1971 году — «Добрынинская», в 1979 году — «Кропоткинская» и в 1990 году — «Интернациональная». К 1990 году Кольцевая линия метро имела уже 12 станций и протяженность около 18 километров.
Строительство Кольцевой линии продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и включало в себя много технических и инженерных сложностей. Ведь московское метро было строено в условиях высокого грунтового давления, подземных вод и сложной геологической структуры. Однако, благодаря усилиям команды инженеров и рабочих, Кольцевая линия стала одной из самых важных и популярных в системе московского метрополитена.
Открытие Калужской линии: 1958-1995 годы
Первый участок Калужской линии был открыт 30 декабря 1958 года. В этот день были открыты четыре станции: Кропоткинская, Библиотека имени В.И. Ленина, Арбатская и Александровский сад. Этот участок проходит под знаменитым Арбатом, одной из старейших улиц Москвы.
В 1961 году на калужской линии была открыта станция Баррикадная. В 1965 году продолжение линии достигло станции Парк Культуры. Затем, в 1984 году на Калужской линии появилась станция Фрунзенская.
Самым масштабным этапом развития Калужской линии стало ее продление на юг от станции Алексеевская. В 1991 году была открыта станция Бабушкинская, а в 1995 году — станция Медведково, ставшая макстерской станцией для линии.
Таким образом, за почти 40 лет после открытия первой секции, Калужская линия постепенно достигла своей конечной точки Медведково.
Станции радиусной линии «Сокольническая»: 1935-2019 годы
История станций радиусной линии «Сокольническая» отражает развитие самого города и изменения в планировке и дизайне московского метро. Некоторые из первых станций линии, такие как «Сокольники», «Красные Ворота» и «Комсомольская», имеют архитектурную и историческую ценность.
С течением времени на линии появились новые станции, такие как «Алексеевская», «Рижская», «Чистые пруды» и «Китай-город», которые приблизили жителей города к центру и облегчили перемещение между различными районами Москвы.
Сегодня на радиусной линии «Сокольническая» находятся также станции «Третьяковская», «Парк культуры», «Киевская» и «Студенческая», которые являются важными транспортными узлами и основными пересадочными пунктами.
В настоящее время работают над расширением и модернизацией радиусной линии «Сокольническая». Известно, что в 2019 году была открыта новая станция «Нижегородская», которая стала 23-й станцией на линии. Это подтверждает высокую активность строительства и развития московского метро, а также его важную роль в общественном транспорте города.
Станции Московского центрального кольца: 2016-2019 годы
Станции МЦК 2016 года открытия:
- Крымская – первая станция нового кольца, расположенная рядом с Крымским валом и Парком Горького. Возвышенная платформа и витринные окна создают ощущение открытости и светового пространства.
- Воробьевы горы – станция на высоте, над Замоскворецкой линией, возле исторического места – Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. На станции установлены работы, посвященные университету.
В 2017 году были открыты:
- Лужники – расположена на западе Москвы, возле олимпийского комплекса «Лужники». Станция отражает масштабы этого спортивного объекта – площадь и объем сооружения соответствуют рядом расположенному Стадиону Лужники.
- Деловой центр – самая высоком техническом уровне станция из всего метрополитена. На станцию пересаживаются несколько видов транспорта, что делает ее одним из ключевых транспортных узлов Москвы.
В 2018 году:
- Шелепиха – отправная точка поездов МЦК на восток, в центральном районе Москвы, возле Краснопресненского зелёного массива. Над платформой – огромное стеклянное крыло, придающее станции особую атмосферу.
- Хорошёво – международный деловой район Москвы, где расположены офисы международных компаний и бизнес-центры. Станция представляет собой трехскатный колодец с асимметричными экранами из металла и светильниками.
В 2019 году открылась последняя станция МЦК этого этапа:
- Владыкино – крупный жилой район Москвы, в котором расположившиеся пересадочная площадка и станция МЦК. Архитектурные особенности станции – потрясающий объем и естественное освещение – делают ее одной из самых запоминающихся станций.
Станции участка «Некрасовская линия»: 2018-2023 годы
Станция «Некрасовская» — первая станция, открытая на этом участке. Она была открыта в 2020 году и стала центральной станцией Некрасовской линии. На станции представлены арт-объекты, отображающие историю района и его названия. Станция расположена в южной части Москвы и является одной из самых известных на линии.
Станция «Щелковская» — вторая станция, открытая на участке «Некрасовская линия». Она была открыта в 2021 году и находится в Щелковском районе. На станции присутствуют элементы декора, отражающие историческое наследие и культуру этого района. Станция предлагает удобные пересадочные возможности и обеспечивает удобный доступ к разным районам Москвы.
Станция «Первомайская» — третья станция, открытая на «Некрасовской линии». Ее открытие состоялось в 2022 году. Станция расположена в Зеленограде и стала важной транспортной точкой этого района Москвы. На станции представлены элементы, отражающие особенности Зеленоградской архитектуры и культурного наследия.
Станция «Саларьево» — четвертая и последняя станция на «Некрасовской линии». Она была открыта в 2023 году и расположена в Новомосковском административном округе. Станция обеспечивает удобную транспортную связь с различными районами Москвы и предлагает пересадку на другие линии метро. В дизайне станции используются мотивы природы и окружающей среды.
Открытие новых станций на участке «Некрасовская линия» стало важным событием в развитии московского метрополитена. Эти станции предлагают новые возможности для пассажиров и облегчают транспортное сообщение в разных частях города.