Как распознать изъявительное наклонение глагола у учеников 6 класса и научить их его использованию

Определение изъявительного наклонения глагола — это одна из важных задач, которую ставят перед учащимися 6 класса при изучении русского языка. Знание этого правила поможет правильно образовывать предложения в изъявительном наклонении, которые являются одним из основных способов выражения утверждения.

Изъявительное наклонение глагола — это форма глагола, которая используется для выражения действий и состояний, отражающих реальность. Оно отличается от других наклонений, таких как повелительное и сослагательное, тем, что выражает факт, верность или неимоверность действия.

Определить, находится ли глагол в изъявительном наклонении, можно по нескольким признакам. Во-первых, в предложении отсутствуют приказания, признания, призывы и побуждения. Глаголы, выражающие заповеди, приказания и советы, употребляются в повелительном наклонении. Во-вторых, изъявительное предложение обычно выражает факт, реальность или возможность, а не сомнение, пожелание или желание.



Как определить изъявительное наклонение глагола в 6 классе?

В русском языке глаголы могут быть в трех наклонениях: изъявительном, повелительном и сослагательном. Чтобы определить, в каком наклонении находится глагол, необходимо обратить внимание на форму глагола и контекст его использования.

Основные признаки изъявительного наклонения глагола:

  • Присутствие субъекта – лица или предмета, совершающего действие.
  • Использование глаголов в форме единственного или множественного числа, согласованной с субъектом.
  • Применение временных форм глагола, таких как настоящее, прошедшее или будущее время.

Примеры:

1. Я читаю книгу. (Субъект – я, глагол «читаю» в форме единственного числа, применена настоящая форма глагола)

2. Они играют в футбол. (Субъект – они, глагол «играют» в форме множественного числа, применена настоящая форма глагола)

3. Мы пели песню. (Субъект – мы, глагол «пели» в форме множественного числа, применена прошедшая форма глагола)

4. Я буду учиться завтра. (Субъект – я, глагол «буду учиться» в форме единственного числа, применена будущая форма глагола)

Важно помнить, что наклонение глагола может меняться в зависимости от контекста и целей высказывания. Чтобы определить наклонение глагола, всегда обращайте внимание на вышеуказанные признаки и контекст использования.

Правило №1: Смотри на окончание глагола

Изъявительное наклонение глагола обычно имеет следующие окончания:

-ет (например, любит, читает) для глаголов в единственном числе, когда субъектом действия является он/она/оно;

-ют (например, играют, пишут) для глаголов во множественном числе, когда субъектом действия являются они;

-ете (например, смотрите, слушаете) для глаголов во множественном числе, когда субъектом действия являются вы или вы все.

Например:

«Он любит читать.» — глагол «читать» имеет окончание «-ет», что означает, что субъектом действия является он, и мы имеем дело с изъявительным наклонением.

«Они играют в футбол.» — глагол «играть» имеет окончание «-ют», что означает, что субъектом действия являются они, и мы имеем дело с изъявительным наклонением.

«Вы смотрите фильм.» — глагол «смотреть» имеет окончание «-ете», что означает, что субъектом действия являются вы или вы все, и мы имеем дело с изъявительным наклонением.

Однако есть исключения из этого правила, поэтому всегда стоит обращать внимание на контекст предложения и другие грамматические правила, чтобы быть уверенным в определении наклонения глагола.

Правило №2: Изучай глагол в словаре

Чтобы определить, относится ли глагол к изъявительному наклонению, необходимо изучить его в словаре. Сначала найдите нужную форму глагола (инфинитив или прошедшее время), а затем обратите внимание на окончание этой формы.

Если окончание глагола совпадает с окончанием конкретной формы глагола в изъявительном наклонении, то это означает, что данный глагол относится к изъявительному наклонению. Например, если глагол имеет окончание «-л» или «-ла» в прошедшем времени, то он относится к изъявительному наклонению.

Однако, не все глаголы имеют одинаковые окончания в различных формах. Некоторые глаголы могут изменять свои окончания в зависимости от времени, лица и числа. В таких случаях необходимо обращать внимание на изменения окончаний и сравнивать их с известными формами глагола в изъявительном наклонении.

Итак, чтобы определить, относится ли глагол к изъявительному наклонению, изучайте его в словаре, обращая внимание на окончания и сравнивая их с известными формами глагола в изъявительном наклонении.

Правило №3: Разберись с лицом и числом

Лицо – это характеристика говорящего, которая указывает на то, кто выполняет действие. В русском языке есть три лица: 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы; 3-е лицо – он, она, оно, они.

Число – это характеристика существительного или местоимения, которая указывает на количество предметов или лиц. В русском языке есть два числа: единственное и множественное.

Для определения изъявительного наклонения глагола в 6 классе нужно совместить лицо и число глагола с лицом и числом существительного или местоимения в предложении. Например:

Я играю в футбол. – Глагол «играю» сочетается с 1-м лицом единственного числа, поэтому это изъявительное наклонение.

Если существительное или местоимение в предложении выражено во множественном числе, то глагол должен соответствовать этому числу. Например:

Мы играем в футбол. – Глагол «играем» сочетается с 1-м лицом множественного числа, поэтому это изъявительное наклонение.

Запомни: чтобы определить изъявительное наклонение глагола, нужно обратить внимание на лицо и число глагола, а также лицо и число существительного или местоимения.

Правило №4: Обрати внимание на смысл предложения

Чтобы определить изъявительное наклонение глагола, необходимо обратить внимание на смысл предложения. Изъявительное наклонение используется для выражения утвердительных фактов или действий, которые происходят в реальном времени.

Для этого необходимо обратить внимание на ключевые слова и фразы, которые подразумевают наличие изъявительного наклонения. Это могут быть слова, обозначающие факт или действие, например:

  • Я знаю, что…
  • Он сказал, что…
  • Мы видели, что…

Также в предложениях, выражающих утверждение или реальное действие, часто используются глаголы в 1-ом лице единственного числа (я делаю, я говорю), а также глаголы во 2-ом и 3-ем лице единственного числа (ты делаешь, он говорит).

Помимо глагола, смысл предложения может быть определен также при помощи других частей речи, например:

  • Существительные, обозначающие объекты или реальные события (я видел, что дом)
  • Прилагательные, обозначающие качества предметов или действий (я знаю, что это интересно)

Обратите внимание на контекст и смысл предложения, чтобы определить изъявительное наклонение глагола в предложении. Таким образом, использование правила №4 поможет вам более точно определить наклонение глагола в 6 классе.

Правило №5: Примени правило согласования времен

Если в предложении есть главное время (которое указывает на время всего предложения), а также зависимое время (которое указывает на время действия, связанного с главным временем), то форма глагола в зависимом времени должна быть определена относительно главного времени.

Например:

Я знал, что он уезжает.

В данном предложении главное время – прошедшее время (знал), а зависимое – настоящее время (уезжает). Изменение формы глагола в зависимом времени происходит в соответствии с главным временем и образует форму глагола на -ет.

Таким образом, при определении изъявительного наклонения глагола в 6 классе следует обращать внимание на правило согласования времен, чтобы использовать правильную форму глагола в зависимости от главного времени предложения.

Оцените статью