Общие черты Обломова и Штольца — от бездействия к просветлению

Обломов и Штольц – две иконические фигуры русской литературы, символы своего времени, у вековой дистанции которых много общего. Оба героя – прекрасные создания великого русского писателя Ивана Гончарова и Федора Достоевского соответственно. Больше всего их объединяет «тяга к покою» и необычайная лень. Это главная черта их характера, которая является важным элементом их образа.

Герой Гончарова – Обломов, воплощает типичного представителя русского дворянства, пережившего бурный период реформ и сталкивающегося с новыми реалиями жизни. Зрелый человек, он зажил в своей рутине, задаваясь целью не сделать ничего. Его жизненной позицией, скорее всего можно назвать пассивное созерцание и инерцию. Его Илия Ильич Золотарев становится символом инертности и апатии, преклонению перед старым и отсутствию какой-либо активности.

Аналогично с этим можно развивать историю героя Федора Достоевского из романа «Идиот». Алексей Федорович изначально представляет собой страдающую и негативно чувствующую натуру. Он не способен взять на себя ответственность за свои поступки и частенько продолжает поступать неправильно, а иногда и совершенно безумно. Вдобавок, критики отмечали, что «лошадка» в некоторых аспектах является продолжением или отклонением Обломова.

Обломов и Штольц: в чем их сходство?

1. Бездействие и отсутствие активности: Обломов и Штольц – это оба примеры инертных личностей, которые склонны к бездействию и отказу от реализации своих потенциалов. Обломов занимается бесцельной жизнью, не может принять решений и не желает менять свое положение, в то время как Штольц впадает в пассивность и бездействие после пережитой депрессии.

2. Сложный внутренний мир: Гончаров и Солженицын создали глубоко проработанные характеры своих героев, их внутренний мир является сложным и многогранным. Обломов и Штольц зачастую задумываются над смыслом жизни, пытаются понять самих себя и разобраться во взаимоотношениях с людьми.

3. Психологическая проблематика: Обломов и Штольц сталкиваются с психологическими проблемами, которые являются ключевыми моментами в развитии сюжета. Обломов испытывает уныние, страх перед изменениями и неспособность принять взвешенные решения. Штольц переживает эмоциональный кризис и пытается осознать себя и найти выход из депрессии.

4. Критика общества: Гончаров и Солженицын использовали героев Обломова и Штольца для критики общества и вселенской проблематики. Обломов представляет типичного представителя дворянства и символизирует нравственный и духовный кризис русского общества XIX века. Штольц является образованным человеком и непримиримым критиком советского общества, пытающимся разобраться в причинах морального и нравственного упадка.

Обломов и Штольц – два знаковых героя русской литературы, которые объединяются общими чертами бездействия, сложного внутреннего мира, психологической проблематики и критики общества. Их образы оказали значительное влияние на чтение и интерпретацию русской классики.

Образы главных героев

Обломов — главный герой одноименного романа И.А. Гончарова — является олицетворением русской провинциальности и бездействия. Он представляет собой типичного лентяя и ленивого человека, который постоянно откладывает на завтра свои дела и решения, уклоняется от ответственности и неспособен принимать активное участие в жизни общества. Образ Обломова воплощает устаревшую систему ценностей и мышления, столкнувшуюся с вызовами современного мира.

Штольц — герой пьесы А.И. Герцена «Маленькие трагедии» — выступает как символический образ бунтаря и индивидуалиста. Он отличается от общества своими непринятыми идеалами и стремлениями, поэтому часто оказывается разочарованным и одиноким. Штольц выступает против консервативных норм и стереотипов, пытаясь найти свою собственную истину и свою жизненную позицию.

Образы Обломова и Штольца дополняют друг друга, поскольку оба героя являются своеобразными противоположностями: Обломов — представитель старого порядка, Штольц — борец за новые идеи. Оба персонажа вызывают множество эмоций и размышлений у читателя, заставляя задуматься о смысле и ценностях жизни.

Инертность и бездействие

Обломов является одним из самых ярких воплощений инертности. Он погружен в свой мир лени и бездействия, неспособный принимать какие-либо активные решения или делать что-либо конструктивное. Он сидит на диване в своей комнате и предпочитает сны и фантазии реальности. Вместо того, чтобы преодолевать свою лень, Обломов утопает в собственной лености и неспособности действовать.

Штольц также проявляет инертность и бездействие, но в отличие от Обломова, он описывает себя как активного и энергичного человека. Однако, на самом деле, его активность ограничена рациональным образом мышления и отсутствием стремления к переменам. Штольц предпочитает теоретическую деятельность и незавершенные проекты, вместо практических действий. Он живет в мире идеальных концепций и не испытывает желания или необходимости претворять их в жизнь.

Таким образом, оба героя объединены своей инертностью и бездействием, что делает их схожими и вызывает аналогичные реакции у читателей: от жалости и сочувствия до отвращения и разочарования.

Критика общественной системы

В «Обломове» Гончаров приводит в пример образ главного героя – неподвижного, бездеятельного и безапелляционного Обломова. Этот образ является аллегорией аристократической общественной системы, которая замедляла развитие общества и разрушала духовные ценности. Обломов был пассивным участником своей жизни, постоянно откладывая свои дела на потом и не предпринимая никаких действий для достижения своих целей. Гончаров критикует эту общественную систему, показывая ее негативные последствия для индивида и общества в целом.

В «Что делать?» Штольц выступает с критикой капиталистической системы и пропагандирует социализм как альтернативу. Главный герой романа, Вера Павловна, активно противостоит общественным рамкам и стандартам, стремясь создать новый, более справедливый мир. Штольц высмеивает проблемы капитализма, такие как неравенство, эксплуатацию трудящихся и коммерциализацию всех сфер жизни. Автор показывает, что капитализм не способствует истинной свободе и счастью человека и пропагандирует коллективные усилия и солидарность как путь к справедливому обществу.

Таким образом, как в «Обломове», так и в «Что делать?», авторы через критику общественной системы показывают необходимость преодоления устаревших ценностей и принятия новых, более эффективных и справедливых принципов общественной организации.

Оцените статью