Сенсомоторный период по Пиаже — стадии и особенности развития у детей

Сенсомоторный период – один из ключевых этапов развития ребенка в теории Жана Пиаже. Этот период начинается с рождения и длится примерно до двух лет. Во время сенсомоторного периода ребенок активно исследует мир и взаимодействует с ним через свои ощущения и движения. В этой статье мы рассмотрим стадии и особенности сенсомоторного периода по Пиаже.

Сенсомоторный период включает в себя шесть стадий: рефлекторные действия, первичные круговые реакции, вторичные круговые реакции, координация схем, ранние репрезентации и осознанное воспроизведение. Каждая стадия характеризуется своими особенностями, а ребенок проходит их последовательно, развивая свои когнитивные и моторные способности.

На первой стадии, рефлекторных действий, ребенок испытывает рефлекторные реакции на внешние стимулы, такие как присасывание или сосание пальца. Он еще не способен целенаправленно взаимодействовать с предметами, но открывает для себя собственное тело и его возможности.

Вторая и третья стадии, первичные и вторичные круговые реакции, связаны с появлением целенаправленных движений и интереса к окружающему миру. Ребенок начинает осознавать, что его собственные действия могут вызывать определенные результаты и реакции. Его движения становятся более координированными, и он начинает выполнять повторяющиеся действия для достижения желаемого результата.

Наконец, на стадиях координации схем, ранних репрезентаций и осознанного воспроизведения, ребенок развивает более сложные способности воспроизводить и представлять себе объекты и действия в своем воображении. Он начинает использовать символы, например, притворяется, что игрушечный мишка – это настоящий мишка, и переносит мысли и представления в своих действиях.

Сенсомоторный период по Пиаже

Согласно теории Пиаже, дети проходят через несколько стадий в сенсомоторном периоде. Их восприятие мира и способности к взаимодействию с окружающей средой эволюционируют на каждой стадии.

Первая стадия — это рефлекторные реакции, которые проявляются с самого рождения и не зависят от внешних стимулов. Ребенок например, может шевелить руками и ногами или сосать палец. Вторая стадия — это первичные круги, где ребенок начинает осознавать, что он может вызывать действия, повторяя их снова и снова. В третьей стадии — вторичных кругах, ребенок начинает осознавать, что он может привести в действие объекты и взаимодействовать с ними.

На следующей стадии — координация средств — дети начинают комбинировать свои действия для достижения конкретных целей. В следующем этапе — изобретение новых средств — дети начинают проявлять способность использовать предметы в нестандартных целях. И, наконец, на последней стадии — она имеет место в возрасте около двух лет — дети начинают понимать символический характер предметов и представлять отсутствующие объекты.

Сенсомоторный период по Пиаже является важным этапом в развитии ребенка и формирует основы для более сложных когнитивных процессов, таких как мышление и язык.

Стадии

Сенсомоторный период по Пиаже включает в себя 6 стадий развития сенсомоторного интеллекта у детей:

  1. Рефлексивные реакции (от 0 до 1 месяца). Новорожденные дети реагируют на внешние стимулы мимическими, зрительными и слуховыми рефлексами.
  2. Координация секвенций (от 1 до 4 месяцев). Дети начинают осознавать свои действия и координировать их, например, замечая, что они могут целиться и ударять по игрушке.
  3. Координация средств (от 4 до 8 месяцев). Дети начинают использовать различные предметы и средства для достижения цели, например, используют палку для вытаскивания игрушки из коробки.
  4. Проявление намерений (от 8 до 12 месяцев). Дети начинают планировать свои действия и применять их для достижения конкретной цели, например, бросая игрушку, чтобы привлечь внимание взрослых.
  5. Новые средства действия (от 12 до 18 месяцев). Дети начинают использовать разные способы и инструменты для достижения цели, например, ставят стул на место, чтобы достать игрушку.
  6. Внутренние представления (от 18 до 24 месяцев). Дети начинают формировать внутренние представления о предметах и событиях, что позволяет им планировать действия заранее.

Каждая стадия представляет собой важный этап в развитии сенсомоторного интеллекта ребенка и помогает ему освоить новые навыки и понять окружающий мир.

Развитие

В рамках сенсомоторного периода развитие ребенка происходит в несколько стадий, предложенных Жаном Пиаже.

На первой стадии, называемой стадией рефлексов, ребенок осуществляет движения в ответ на внешние стимулы. Он проявляет врожденные рефлексы, такие как сосание, хватание и моро-рефлекс. Эта стадия длится примерно до двух месяцев возраста ребенка.

На следующей стадии, стадии первичных круговых реакций, ребенок начинает осуществлять целенаправленные движения собственными силами. Он открывает новые возможности для взаимодействия с окружающим миром, что помогает ему изучать предметы и развивать способности.

Третья стадия, стадия вторичных круговых реакций, характеризуется использованием инструментов во время игр и экспериментов. Ребенок начинает понимать сцепленность причины и следствия, а также начинает выполнять новые действия, чтобы достичь желаемого результата.

На последней стадии, стадии оформления начальной схемы поведения, ребенок начинает формировать первичные представления о предметах и их функциях. Он начинает понимать символичность обозначений и игры, а также развивает способности к мышлению и решению проблем.

В целом, сенсомоторный период является важным этапом в развитии ребенка, который помогает ему изучить себя и мир вокруг него. Жан Пиаже считал, что каждая стадия этого периода имеет свои особенности и предполагает усвоение новых навыков и знаний.

Оцените статью