Российская Федерация, основанная на принципах суверенитета и права народов на самоопределение, является государством с президентской республиканской формой правления. Она представляет собой юридическую систему, которая определяет основные политические, экономические и правовые принципы в обществе. Одним из ключевых документов, описывающих структуру государства и его основы, является Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, является основным законодательным актом страны. Она описывает и устанавливает основные принципы государственного устройства, права и свободы граждан, а также процессы и порядок функционирования власти. В структуре Конституции РФ содержатся разделы, которые выстраивают логическую цепочку и последовательность представления основных положений.
Конституция Российской Федерации состоит из 9 разделов, каждый из которых в свою очередь разделен на главы. Количество разделов представляет собой законодательный акт, который помогает структурировать и классифицировать основные принципы и положения Конституции. Количество глав в каждом разделе, в свою очередь, определяет детализацию и раскрытие той или иной тематики. Такая структура позволяет легче ориентироваться и усваивать содержание Конституции РФ.
Основные положения и цели
Основными положениями Конституции РФ являются:
1. Суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации. Конституция определяет Россию как суверенное государство, а также гарантирует сохранение ее территориальной целостности.
2. Народовластие. Конституция признает народ как источник власти и определяет механизмы осуществления народовластия.
3. Республиканская форма правления. Конституция устанавливает, что Российская Федерация является республикой, а также определяет принципы и структуру государственного управления.
4. Федеративное устройство. Конституция устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, состоящее из субъектов федерации.
Целью Конституции РФ является создание демократического правового государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя и обеспечения развития государства и общества.
Раздел 1. Права и свободы человека и гражданина
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 17. Ничто не может быть основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина в большей степени, чем предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Статья 18. Гарантируются права каждого человека и гражданина признаваться на каждов государственной или иной работы, своем языке, родственной национальности и вероисповедании, сохранять свою культуру и разрабатывать ее, получать образование, пользоваться своими достижениями науки, творчества и интеллектуальной собственности.
Статья 19. Каждый обладает правом на свободу и неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.
Статья 20. 1. Каждый обладает правом на свободу мысли и слова.
2. Не приемлется пропаганда или агитация, отводящая к разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
3. Издания и органы массовой информации обязаны нести информацию, отвечающую действительности, уважать честь и достоинство граждан.
4. Гарантируется свобода массовой информации.
Статья 21. Каждый имеет право на свободу собраний, мирных пикетирований, митингов и шествий.
Статья 22. 1. Каждый имеет право свободу союзов, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
2. Запрещается создание союзов, преследующих цели насилия, в том числе использование оружия.
3. Профессиональные союзы несут ответственность перед своими членами.
Статья 23. 1. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.
2. Каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом, и установлена в законном, судешественном порядке.
3. Каждому гарантируется наличие адвоката и право на его помощь в защите своих прав и свобод.
Федеративное устройство
Конституция Российской Федерации определяет Россию как федеративное государство.
Федеративное устройство России предусматривает разделение властей между центральным и региональными органами власти.
На уровне федеральных субъектов созданы законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые осуществляют управление в соответствии с Конституцией РФ.
- Федеральные субъекты имеют право на развитие своих конституций и законодательства в пределах, установленных федеральным законом.
- Федеральные субъекты имеют право на собственные системы налогов и доходов.
- Федеральные субъекты имеют право на участие в формировании и применении федеральной политики в рамках их компетенции.
- Федеральное правительство и органы власти федеральных субъектов сотрудничают в решении вопросов, касающихся интересов субъектов России.
Федеративное устройство России обеспечивает сохранение единства государства при соблюдении интересов и самоопределения различных народов и регионов.
Президент Российской Федерации
<
Законодательная власть
Совет Федерации является палатой представителей субъектов Российской Федерации. Число представителей от каждого субъекта определяется пропорционально численности его населения и размеру территории.
Государственная Дума является палатой непосредственно избранных депутатов. Численность депутатов Государственной Думы определяется федеральным конституционным законом.
Федеральное Собрание осуществляет законодательную деятельность, принимает федеральные законы и осуществляет контроль за исполнением законов.
Федеральное Собрание также участвует в формировании правительства Российской Федерации, согласовывает назначение председателя и членов Счётной палаты, а также вносит предложения о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.
Исполнительная власть
Исполнительная власть в России осуществляется Президентом Российской Федерации.
Президент является главой государства и главным командующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент назначает и отзывает руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также может принимать другие меры для обеспечения исполнительной власти.
Президент также представляет Российскую Федерацию во внутренних и международных отношениях.
Полномочия Президента и порядок их осуществления определены Конституцией Российской Федерации.
Судебная власть
Судебная система включает в себя Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и другие суды, установленные федеральными законами.
Суды рассматривают гражданские, уголовные, административные и другие дела, определенные законодательством. Они принимают решения на основе закона и независимо от властей или других организаций.
Суды обеспечивают защиту прав и свобод граждан, рассматривают споры и конфликты, устанавливают правомерность действий госорганов и обеспечивают соблюдение конституционных принципов.
Местное самоуправление
Местное самоуправление относится к основным принципам организации государственной власти в Российской Федерации. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется на основе принципов законности, равенства, свободы и справедливости.
Местное самоуправление является важным элементом демократии и обеспечивает реализацию гражданских прав и свобод. Оно предоставляет жителям населенных пунктов возможность участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы и благосостояние.
Местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления, которые выбираются гражданами населенных пунктов. В Российской Федерации существуют различные формы местного самоуправления: городское, сельское, поселковое и др.
Органы местного самоуправления имеют право принимать решения по вопросам местного значения, а также устанавливать налоги и сборы, организовывать муниципальные службы и регулировать деятельность предприятий и организаций на своей территории.
Граждане имеют право участвовать в выборах органов местного самоуправления, а также вносить предложения и жалобы по их деятельности. Местное самоуправление играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития и благосостояния населения в соответствии с местными потребностями и особенностями.
Поправки к Конституции
Конституция Российской Федерации может быть изменена путем принятия поправок. Процедура внесения поправок, их обсуждения и утверждения строго регламентируется законодательством.
Поправки могут касаться различных аспектов Конституции, включая основные принципы правового строя, права и свободы граждан, установление или отмену должности, предоставление дополнительных полномочий органам государственной власти и другие важные вопросы.
Процесс изменения Конституции начинается с разработки и внесения законопроекта о поправках. Рассмотрение законопроекта происходит в Государственной Думе и Совете Федерации. Закон о поправках к Конституции принимается квалифицированным большинством голосов.
После принятия закона о поправках проводится всенародное голосование, в ходе которого граждане высказывают свое отношение к предлагаемым поправкам. Если большинство голосующих поддерживает поправки, они вступают в силу. В противном случае поправки отклоняются.
Изменение Конституции Российской Федерации является ответственным и сложным процессом, который должен проходить в строго установленном порядке, обеспечивая учет мнения граждан и защиту основных принципов и ценностей государства.
Заключительные положения и переходные положения
Статья 137. Настоящая Конституция вступает в силу с момента официального опубликования.
Статья 138. Статус и функции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также основы организации органов местного самоуправления определяются федеральными законами.
Статья 139. В течение одного года после вступления в силу этой Конституции:
- Статьи 11, 40, 41, 45, 46, 47 настоящей Конституции регулируют вопросы о статусе союзных государств;
- Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации.
Статья 140. Отношения с союзными государствами и их органами на основе Договора о Российском союзе.
Статья 141. Законы и иные правовые акты, действующие в Российской Федерации на день вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, утрачивают силу.
Статья 142. Вне ведения Российской Федерации находятся:
- устав и организация деятельности Международного Комитета Красного Креста;
- отношения, регулируемые Договором об открытом небе.
Статья 143. Настоящая Конституция может быть изменена только путем референдума.